Система «Вектор»

Система безопасности и управления транспортом «Вектор» компании RRC Business Telecommunications, активно работающей на российском рынке телекоммуникаций около 5 лет. Система относится к приборам автоматического  мониторинга транспортных средств, получивших на западе название AVLS (Automatic Vehicle Location System) или APRS (Automatic Position ReportingSystem). В данном случае система обеспечивает взаимодействие водителя с различными сетями мобильной связи — Inmarsat, Mobitex, транковыми сетями (МТ1327) и сотовыми системами — на территории, охватывающей почти всю страну. При необходимости можно передать дублированный аварийный сигнал в диспетчерский центр и региональные государственные правоохранительные учреждения, что, согласно договору МВД РФ и RRC, позволяет рассчитывать на оперативные меры по обеспечению безопасности транспорта.

Система «Вектор» использует оборудование Inmarsat в стандарте С (Inmarsat-C) и спутниковую систему навигации GPS. Комплект оборудования монтируется в автомобиле, а специализированное ПО устанавливается на диспетчерском пункте, который обеспечивает круглосуточную связь с мобильным объектом и определяет его местоположение с точностью от 25 до 80 м. Основное оборудование системы «Вектор» разработано голландской компанией Symac Systems BV.

Компания RRC выполнила полную локализацию ПО диспетчерского центра и абонентских терминалов. Она поставляет также специализированные программы управления или контроля датчиков автомобильного оборудования (терминала сети) в соответствии с требованиями заказчика. Кроме того, своим клиентам RRC предлагает услуги собственного диспетчерского центра или организацию диспетчерского центра на территории заказчика.

Диспетчерский центр подключен к сети почти из 40 наземных станций системы Inmarsat-C (LES), в функции которой входит непосредственная передача сообщений бортовому оборудованию автомобиля через спутник (время  доставки сообщения — не более 5 мин). В диспетчерском центре установлен ПК, подключенный через модем (протокол передачи Х.25, Х.400, TCP/IP) к наземной станции Inmarsat. Базовое ПО диспетчерского центра — программа интерактивного управления LOGIQ Dispatch Interactive компании Simac — полностью адаптировано для российских условий.

Кроме того, в состав системы «Вектор» входит специальный картографический модуль (GEO) с набором карт, разработанный специалистами RRC (карты разного масштаба поставляются партнерами RRC). Программа LOGIQ Dispatch позволяет диспетчеру отправлять и получать сообщения в заранее определенной форме и определять координаты транспортного средства, а также вносить изменения в сопровождающие груз документы (для этого в комплект оборудования абонента включается портативный термопринтер). Коммуникационная часть ПО, установленная в диспетчерском центре, обеспечивает связь с мобильными объектами как через связанный с ним диспетчерский пункт Inmarsat, так и через одну из наземных станций системы lnmarsat-C, объединенных в сеть с протоколом доступа Х.25. Система «Вектор» поддерживает передачу так называемых макросообщений, аварийных сообщений, сбор информации от датчиков автомобиля, а также дает возможность получить данные автоматического опроса состояния датчиков по заданной программе (по запросу диспетчерского пункта или водителя).

На автомобиле устанавливается мобильный терминал LOGIQ MDT (MDA) со спутниковым приемопередатчиком и антенной. Бортовой компьютер LOGIQ MDT (на базе процессора V25) находится на передней приборной  панели и имеет типичную компьютерную клавиатуру с набором специальных функциональных клавиш и небольшой ЖК-экран для вывода коротких сообщений или форм (4 строки по 40 символов). Спутниковая антенна имеет высоту около 13 см с основанием 15 см и рассчитана на прием сигналов GPS и обмен данными в системе Inmarsat. Даже при пропадании спутникового сигнала автономная система определяет курс, исходя из последних данных GPS.

Следует заметить, что наряду с системами GSM/SMS/GPS на рынке мобильных услуг появилось достаточно много предложений по системам мониторинга подвижных объектов, базирующихся на технологиях спутниковой навигации и пакетной передачи данных GPRS в сетях GSM, что позволяет значительно снизить стоимость услуг определения координат мобильных объектов. Например, компания RussGPS для этого предлагает телематический  сервер со специализированным программным обеспечением и абонентские терминалы GSM/GPRS/GPS ведущих зарубежных производителей. Другая компания — «Юником» — предлагает CityPoint — программно-аппаратный  комплекс автоматизированной навигационно-диспетчерской системы управления транспортом предприятия на базе GPS/GPRS. Этой компанией разработаны типовые решения для организаций разных отраслей — служб ЖКХ,  медицинской помощи, пожарных, МЧС, маршрутных такси, предприятий по перевозке грузов. City Point позволяет диспетчеру в режиме реального времени наблюдать за перемещениями контролируемых транспортных средств, получать голосовые уведомления, сообщения о включении тревожной кнопки и информацию с датчиков. В отличие от RussGPS, компания «Юником» предоставляет клиентам универсальные телеметрические контроллеры ТС-А собственного производства.

Независимые компании, специализирующиеся на мобильном позиционировании, активно действуют не только на московском, но и на региональных рынках. Несколько мониторинговых систем функционируют в Санкт-Петербурге, в частности, системы «Навигатор» (разработка «Навей»), Tracer (фирма «НиКом») и «Андромеда» («Си-Норд»). Аналогичные системы действуют в Екатеринбурге, Новосибирске и других крупных городах России.