Незаконные контракты сотовой связи

Контракт сотовой связи имеет большое значение. Именно его условия являются основополагающими при взаимодействии оператора с абонентом. Как и во всяком юридическом документе, в контракте присутствуют реквизиты сторон, которые несут обязательства по исполнению соответствующих условий. Но время от времени находятся «умельцы», которые обходят законные способы подключения, тогда контракты получаются незаконными. Хуже всего, когда контракт оформляется на постороннего абонента, который в один прекрасный момент обнаруживает, что должен сотовому оператору значительную сумму.

Данную проблему можно разделить на несколько частей. Первый вопрос заключается в том, можно ли законным способом приобрести контракт у оператора сотовой связи без заполнения контракта? Оказывается, это случается. Например, электронные автоматы I-BOX продают комплекты «GSM ЛАЙТ» без предъявления пользователем каких бы то ни было документов – нужно только положить деньги в приемник купюр. В супермаркетах можно купить тарифы «ЛАЙТ» и «ПРОСТО» компании «Мегафон». Приобрести же легально любой другой тариф предоплаты без документов невозможно – никакой дилер обычно на такое не пойдет. Хотя на любом радиорынке можно купить без оформления не только «Би+ Тайм» и «ДЖИНС» в ассортименте, но даже контрактные тарифы «Оптима» и «Лайн». У абонента просят только деньги, а паспорт предъявлять не нужно.

Второй вопрос звучит так: можно ли при покупке контракта указать неверные и неточные данные? По действующим правилам, заключение контракта без оригинала паспорта невозможно. Однако субдилеры иногда игнорируют эти правила. Чтобы рассмотреть ситуацию подробнее, я провел эксперимент. Выбрав интернет-магазин по продаже контрактов, я заказал (совершенно наобум) «Прием Дружеский» от «Мегафон-Москва». Через три часа приехал спешащий куда-то курьер, который молниеносно заполнил бумаги, причем даже не попросил паспорт или его ксерокопию – все данные были записаны с моих слов. Вручив мне часть бланка, он стремительно ушел, оставив заветный картонный пакет с SIM-картой и справочником абонента. Однако данные, которые я ему сказал, были несколько неточными – я ошибся в номере и серии паспорта, однако это уже неважно (во всяком случае, до первого личного обращения в офис оператора). Карту активировали в течение двух часов без всяких вопросов – дилер тоже не попросил никаких удостоверяющих документов.

Кстати, есть и, как говорится, оборотная сторона медали (такая ситуация не слишком распространена, но все-таки встречается). Например, в интернет-форумах посетители продают контракты по выгодным ценам: за $44 предлагают тариф «Дружеский» от «Мегафон-Москва» с суммой $59 на счете, а за $5 предлагают контракт МТС, где на счете лежит $ 15. Экономия на связи, подталкивает пользователей заказывать эти контракты по Интернету и покупать. Ведь даже не надо никуда ехать – все привезут, куда скажете. После этого продавцы таких выгодных предложений посылают по факсу письмо с просьбой закрыть счет и через неделю-две снимают с него деньги. В случае с данным тарифом от «Мегафон» $ 15 чистой прибыли гарантировано.

Кстати, никакого взыскания для абонентов, расторгающих контракт, у оператора не предусмотрено, ведь контракт заключается официально, и доказать подвох в данном случае сложно. Дилер самостоятельно увеличивает сумму на счете путем своей комиссии для привлечения внимания потенциальных покупателей, его никто не обязывает это делать.

Подобные потери пока, к счастью, не измеряются сотнями тысяч долларов упущенной прибыли, дилер покрывает этот убыток за счет получения дилерского вознаграждения за активных абонентов. Но за закрытый таким образом контракт дилер ничего не получит, некоторые федеральные операторы даже штрафуют провинившихся таким образом продавцов, однако финансовые санкции применяются только в случае превышения определенного процента потерь.

Конечно, крупные дилеры кроме базы своих клиентов имеют «черные» списки, в которых учтены излишне придирчивые абоненты и мошенники, специализирующиеся на обмане в услугах сотовой связи. Таких пользователей, безусловно, не подключают. Этими списками обмениваются на паритетной и регулярной основе – взаимная помощь в данном случае оправдана, несмотря на жесткую конкуренцию.

Третий вопрос (основной): откуда же появляются незаконные контракты, по которым задолженность требуют у ничего не подозревающего абонента? Такие контракты являются следствием высокой дилерской комиссии, когда оператор за подключенного абонента единовременно платил продавцу сумму, эквивалентную $ 30 или даже $ 50. Конечно, заполнить несколько поддельных заявлений в таком случае дилеру было несложно – деньги появлялись на счете очень быстро. Паспортные данные для таких операций заимствовались из различных баз данных, которые сейчас продаются в большом количестве.

Поддельные контракты в основном предлагают в Интернете: рассылки, которые часто приходят в почтовый ящик, и форумы на популярных сайтах (кстати, часто их владельцы не знают, что на этих страницах действуют мошенники, ведь всех пользователей не проверишь). Данные способы наиболее дешевые и массовые. За счет разосланной рекламы «продавцы» получают 1-2% откликов.

Много объявлений о незаконных контрактах можно также встретить в общественном транспорте и на остановках. Если вы увидите лозунги про бесплатное подключение, выгодные контракты сотовой связи, то это как раз такие случаи.

Столкнувшись с наибольшим количеством поддельных контрактов в 2003 г., операторы сотовой связи приняли меры противодействия, и волна незаконных подключений медленно, но пошла на спад.

Существует несколько причин этого:

  • дилерский рынок стабилизируется и плавно становится цивилизованным. Во многом этому способствует политика операторов – теперь дилерская комиссия за подключенного абонента выплачивается не единовременно, а пролонгируется в течение нескольких месяцев и увеличивается от ARPU абонента и тарифа, к которому он был подключен;
  • у каждого оператора существует достаточно разветвленная система контроля своих продавцов (эти системы называются по-разному, например в «БиЛайн» – «Дилер on-line»). По ней можно оперативно проверить, кто и когда подключил конкретного абонента, выражающего неудовольствие по поводу несправедливых начислений, и предъявить ему претензии в виде штрафа за несоблюдение условий дилерского соглашения;
  • рынок близок к насыщению, и дилеры заинтересованы в долговременном сотрудничестве с операторами, поэтому стараются не привлекать большое количество субдилеров.

Были ужесточены и меры безопасности. Случаи оформления незаконных контрактов на паспортные данные подключившихся абонентов в сети «МегаФон-Москва» пока не зафиксированы. Это связано с адекватной политикой по отношению к дилерам, которая действует в компании, и с эффективной работой службы безопасности. В любом случае, если у абонента есть сомнения в своих счетах, то все вопросы решаются в службе кредитного контроля – достаточно прийти в офис и написать заявление с изложением фактов.

Кроме того, были усовершенствованы учетные системы. Теперь невозможно получить значимый отрицательный баланс (сумма обещанного/условного платежа , рассчитывается исходя из истории платежей конкретного абонента), а перемещение средств с одного лицевого счета на другой, пусть они и оформлены на одно лицо, невозможно.

Даже если дилер компании «ВымпелКом» нелегально подключит нового абонента на имя уже существующего, то последний не понесет финансовые убытки. В случае абонентов, подключенных по кредитным тарифным планам, обман раскроется при неоплате ежемесячного счета. Пользователю же достаточно будет сообщить о том, что ему не принадлежит тот или иной номер.

В случае абонентов, подключенных по тарифным планам «Би+», все также под контролем – платформа предоплаты «БиЛайн» не позволяет иметь на счете отрицательную сумму. Соответственно пользователь, подключившийся на имя другого абонента, сможет воспользоваться связью только на ту сумму, которую внес сам.

Вместе с тем если дилер оператора имеет небольшую абонентскую базу, то шансы стать объектом мошенничества незначительные, так как в таких фирмах любое аномальное поведение сразу заметно. В компании МСС в 2003 г. было не более двух случаев оформления контрактов по подложным паспортам граждан РФ. Информация передается в службу безопасности компании, а далее – в МВД. Еще один аспект безопасности заключается в том, что через дилера нельзя заключить контракт с МСС на уже существующий лицевой счет.

Если вам все-таки пришло грозное письмо от провайдера с просьбой оплатить счет за телефон, номер которого вы видите впервые, то все можно решить быстро и мирно. Нужно посетить офис оператора и в службе финансового контроля написать заявление о том, что ничего общего с неизвестным номером вы не имеете (заявление можно отправить по почте или по факсу).

Существует множество способов проверить истинность этого высказывания. В самом простом случае компьютер анализирует количество повторяющихся номеров, по которым звонили с обоих телефонов, а в самом сложном – в архиве разыскивается оригинал контракта, в котором стоит чужая подпись.

У операторов существует около 10 способов выяснить истину, однако процедуру, по понятным причинам, они не раскрывают. В любом случае выяснение истины занимает до недели, после чего претензии с Вас снимают и их предъявляются дилеру, который допустил такое недоразумение.

Из всего сказанного в данном разделе можно сделать следующие выводы:

  • купить легальные контракты сотовой связи без документов вполне возможно, заказав их в Интернете, где нет никакого контроля. Однако учтите, что их могут заблокировать;
  • если на ваше имя зарегистрировали дополнительные контракты, счет по которым стал отрицательным, то взыскивать с вас ничего не будут (если выяснится, что они не имеют к вам отношения). Немного хлопот – и все закончится – написанием заявления, с которым будет разбираться оператор (точнее, его служба финансового контроля). Виновного дилера найдут и накажут;
  • если есть подозрения, что кто-то использует ваши паспортные данные, то позвоните в абонентскую службу оператора и поинтересуйтесь, сколько контрактов оформлено на ваше имя. Обычно такую информацию предоставляют даже по телефону;
  • данный вид «бизнеса» постепенно идет на спад. Адекватные платформы предоплаты тарифицируют абонента в режиме реального времени без возникновения задолженности, а дилерские вознаграждения зависят от количества трафика подключенного абонента. Поэтому становится все меньше любителей терять репутацию из-за дополнительных денег.




Дополнительные материалы:

  • Дифференциация абонентов Не секрет, »что каждый оператор сотовой связи в первую очередь заботится о качестве своей сети и размере доходов. Поэтому, даже не смотря на интересы пользователей, он вводит […]
  • Проблема «зависающих» звонков Разговаривая однажды с редакцией по сотовому телефону, я столкнулся с необычным явлением - каждые полчаса связь обрывалась, хотя на дисплее было пять делений индикатора уровня сигнала. […]
  • Обеспечение безопасности с помощью сотовых телефонов В будущем обеспечение личной безопасности с помощью сотовых телефонов станет более простым и менее опасным делом. Самое главное при охране человека - знать точное место его нахождения […]
  • Защита информации в мобильной связи Сотовые телефоны стали доступны по цене многим россиянам. Однако, как в любом бизнесе, в телекоммуникационной отрасли существуют пользователи, готовые заниматься противоправной […]
Share This

Поделитесь!

Если статья показалась Вам полезной.