Комплект предварительной оплаты сотовой связи

Комплекты предварительной оплаты сотовой связи – неисчерпаемая тема то для курьезов, то для серьезных огорчений. Тем не менее многие абоненты не могут обойтись без тарифов предварительной оплаты – они созданы для оперативных звонков, когда на первый план выходит быстрота реакции, а не экономичность.

Все пользователи знают, что любой тариф семейства «ДЖИНС», «Би+», «ЛАЙФ» не имеет абонентской платы, новую SIM-карту можно купить буквально за 3-5 мин (иногда даже без паспорта), а можно пополнить счет картой предоплаты. При этом наблюдается относительная простота для абонента, минимум бумажной волокиты и предельно ясные правила игры. Однако с точки зрения операторов, абоненты, предварительно оплачивающие сотовую связь, хоть и желанные, но не очень выгодные. Абоненты, приобретающие вместе с годовым контрактом  топовые мобильные телефоны Nokia или HTC, куда более привлекательны для оператора.

Операторам можно было бы спокойно жить, зная, что у них для абонентов, предварительно оплачивающих сотовую связь, низкий ARPU (в пределах $ 10-12), разговаривают они немного и постоянно звонят в абонентскую службу с просьбами подключить новые услуги или отключить надоевшие (для этого все федеральные операторы создали разветвленные системы электронного управления счетом и услугами, только чтобы пользователи не отвлекали операторов на это нудное дело).

Однако абоненты, предварительно оплачивающие сотовую связь, еще и обладают низкой лояльностью – поговорят месяц-другой и выбросят SIM-карту. Мало того что дилеру за таких абонентов оператор должен платить (правда, сейчас комиссию значительно уменьшили и будут выплачивать в рассрочку), но и в отчетных документах их нужно упоминать и учитывать (аналитики недолюбливают операторов за эти «мертвые души»).

На это придумали тоже хороший ход и ввели срок действия SIM-карт. Если абонент определенное время не совершает со своего номера платные звонки и не отправляет SMS, то его номер перестает обслуживаться. Операторы также практикуют срок активации SIM-карты тарифов предварительной оплаты – ее нужно активировать (то есть начать использовать) в течение 30-90 мин после приобретения.

Все бы ничего, да так бы и жили абоненты и операторы без сильной взаимной любви и ненависти, однако в каждой хитроумной схеме бывают свои «подводные камни». Один из них – остатки на счете. Схема простая – абонент купил карту предварительной оплаты стоимостью 5, 10 или $ 20 (самые распространенные номиналы), использовал для разговоров только 80-90 % оплаченного времени и отправил несколько SMS (всего 95 %), а $ 0,05-2 на карте осталось. Про номер он забыл или потерял карту, и через положенное время оператор закрыл счет. Деньги, пусть небольшие, оператор получает, видимо, в награду за терпение.

С точки зрения обычного пользователя, это непринципиальные суммы, но абонентские базы операторов растут, количество предварительно оплаченных SIM-карт в продаже не уменьшается и остатки на счетах переходят к операторам весьма регулярно. Деньги приходят, а услуги связи по ним не оказываются – это происходит по воле абонента, но факт остается фактом. По сути, это безвозмездный подарок оператору.

У оператора «Мегафон-Москва» срок действия SIM-карты составляет 30 дней. Если на протяжении 30 дней с момента отключения телефона вы не активируете новую карту, то ваш номер будет аннулирован, а остаток на счете (баланс) обнулен. По условиям договора остаток денежных средств при этом не возвращается.

Существующие в компании «МегаФон» правила установлены неслучайно, ведь у большинства операторов средние остатки по заблокированным SIM-картам составляют менее $ 2, а в большинстве случаев – несколько центов. Большие ($ 10-50) остатки на счете практически невозможны – за 30 дней можно определить, что делать с этими деньгами, ведь не просто так их клали на этот счет.

Как правило, пользователи обнуляют баланс до минимальной суммы звонка и выбрасывают SIM-карту. Возможности вернуть эти деньги или перевести их на другой мобильный счет у абонентов, предварительно оплачивающих разговоры, нет. Это нормальное явление для любого сотового оператора, оно определяется технологическими особенностями платформ предварительной оплаты и учетной политикой. С контрактными абонентами вопрос решается иначе. Они обслуживаются с помощью системы учета, которая хранит историю платежей и может предоставить информацию о сумме неизрасходованных средств. В случае расторжения контракта эти абоненты могут получить назад деньги, оставшиеся на балансе.

Компания «МегаФон-Москва», как мне кажется, очень жестко относится к своим предварительно оплачивающим абонентам, вводя вместо бессрочных платежей платные карты продления. Возможно, за этот счет консолидируется абонентская база, в итоге остается мало «мертвых душ» и образуется значимое количество платежеспособных клиентов. Однако не секрет, что отключенные таким образом абоненты достаточно трепетно относятся к своим телефонным номерам, и такое быстрое блокирование вызывает естественное недовольство.

В компании «МТС-Москва» ситуация несколько другая – карта активна в течение 180 дней. По истечении этого срока, если абонент ни разу не позвонил или не отправил SMS (бесплатные звонки в службу сервиса не учитываются), его счет также закрывают. Столь длительный промежуток времени установлен исходя из модели поведения абонентов, предварительно оплачивающих услуги мобильной связи, и соответствует мировому опыту. Однако (обратите внимание) при расторжении договора абоненту возвращается разница между суммой денежных средств, уплаченных им по настоящему договору, и стоимостью оказанных услуг.

Если абонент МТС захочет восстановить свой номер, то он может заключить новый контракт на любой тарифный план «Единой системы тарифных планов МТС» (то есть не «ДЖИНС»). При этом нужно оплатить услугу выбора «внеочередного» номера, и тогда можно вернуть старый номер, если он будет свободен к этому моменту. Впоследствии абонент может поменять этот тарифный план обратно на «ДЖИНС». Заключать новый контракт сразу на план «ДЖИНС» нельзя из-за того, что тарифы этой группы не имеют услуги выбора номера.

В случае оператора «БиЛайн-Москва» SIM -карта активна 180 дней, а следующие 6 месяцев номер находится в «освобожденном» состоянии (термин специалиста центра приема звонков компании «ВымпелКом»), то есть в свободную продажу он не поступает, но абонент может его восстановить, пополнив счет на сумму минимального номинала карты предоплаты ($ 5). По истечении первых 180 дней есть возможность вернуть денежные средства (они не пропадают), для чего достаточно написать заявление.

Юридическая сторона данного вопроса такова. Как утверждают специалисты, пользоваться телефоном – это право абонента. По договору об оказании услуг у абонента есть только одно обязательство – оплатить услуги, а снимать деньги с остатка неправильно. Это может быть расценено как обременительное условие, грубо нарушающее права потребителя. С другой стороны, оно устанавливается по соглашению сторон. Однако в последнем случае это весьма слабый аргумент для сотовой компании. Здесь присутствует не только злоупотребление правом, но и присвоение чужого имущества (денежных средств). Подобное условие как обременительное может быть исключено судом из текста договора, заключение которого, как правило, происходит путем приобщения абонента к стандартным условиям.

Таким образом, вполне может найтись недовольный абонент, который из-за $ 0,1 подаст на оператора индивидуальный или коллективный иск. Сделает он это совсем не из-за желания вернуть свои деньги – просто это удобный политический инструмент, который, как ружье на сцене театра, в течение спектакля обязательно выстрелит. Подобная «мина» всегда может взорваться, причем, по законам жанра, в самый неподходящий момент.

Вроде бы технически не очень сложно постулировать возврат средств абонентам в автоматическом режиме – путем перевода на другой мобильный счет или наличными в офисах компании. Ведь в этом случае тот самый определенный процент активных и недовольных пользователей исчезнет сам собой, так как не будет самой проблемы. Случаев возврата денег будет безусловно меньше, чем кажется, – можно усложнить процедуру возвращения остатков, но саму возможность предусмотреть все равно желательно.

В итоге, если остатки на счете тарифа предоплаты для вас значимы, то любая компания предпочтет их отдать, чтобы не быть вызванной в суд. Ведь деньги за неиспользованные услуги по закону надо вернуть абоненту. Наиболее либеральные в этом отношении условия присутствуют в договорах МТС и «БиЛайн».

Возможно, скоро такие ограничения все-таки отменят, ведь борьба за малоговорящего абонента перемещается из области цен в область дружественного взаимодействия компаний. Это значит, что с сотовой компанией должно быть действительно удобно не на словах, а на деле, поэтому подобные мелочи постепенно будут устранены.




Дополнительные материалы:

  • Стратегия мобильного бизнеса LCC Распространение сотовой связи в России набирает обороты - уже около 50 млн россиян обладают мобильными телефонами. Однако ARPU (выручка на одного абонента в месяц) снижается - в 2003 […]
  • Проблема «зависающих» звонков Разговаривая однажды с редакцией по сотовому телефону, я столкнулся с необычным явлением - каждые полчаса связь обрывалась, хотя на дисплее было пять делений индикатора уровня сигнала. […]
  • Незаконные контракты сотовой связи Контракт сотовой связи имеет большое значение. Именно его условия являются основополагающими при взаимодействии оператора с абонентом. Как и во всяком юридическом документе, в […]
  • Дифференциация абонентов Не секрет, »что каждый оператор сотовой связи в первую очередь заботится о качестве своей сети и размере доходов. Поэтому, даже не смотря на интересы пользователей, он вводит […]
Share This

Поделитесь!

Если статья показалась Вам полезной.