Технология IP-телефонии

IP-телефонию можно организовать двумя основными способами. Один из них использует персональные компьютеры: в них должно иметься все необходимое «снаряжение» — аппаратное и программное, позволяющее оцифровывать, сжимать, преобразовывать в пакеты, пересылать, восстанавливать и воспроизводить аудиосигнал. Вместо телефона в этом случае для ведения разговора требуются наушники и микрофон, а для установления сеанса связи достаточно знать лишь IP-адреса компьютеров, которые принадлежат собеседникам.

При другом способе для разговора вполне подходит простой телефон. При совершении звонка вызов и голосовая информация из телефонной сети поступают на телефонный шлюз (Internet Telephony Gateway) IP-оператора, где они обрабатываются и кодируются специальной голосовой картой. Шлюз с помощью группы протоколов Н.323 переадресовывает обработанную информацию другому шлюзу, располагающемуся в принимающей IP-сети. Получив сигнал, принимающий шлюз передает его непосредственно на телефонное оборудование, которое, в свою очередь, после установления соединения с принимающим телефонным аппаратом оцифровывает поступивший сигнал (если он аналоговый), кодирует его из стандартов ITU (International Telecommunication Union — Международный союз электросвязи), например кодеками G.711 или G.729, сжимает и преобразовывает в пакеты. Далее эта информация, разбитая на пакеты, при помощи протоколов TCP/IP отправляется на устройство другого абонента, где и расшифровывается. Аналогичный процесс происходит и в обратном направлении.

Надежное соединение — самый главный фактор, от которого целиком и полностью зависит функционирование IP-телефонии. Ведь если процесс передачи данных будет идти без помех и обрывов соединения, то обеспечивается высокая скорость прохождения пакетов от абонента к абоненту, в результате чего разговор будет происходить с незаметными задержками (задержки менее 300 мс, как правило, не воспринимаются человеческим ухом) и пользователю будет казаться, что передача сигнала осуществляется непрерывно.