IP-телефония

Под IP-телефонией в целом понимают способ передачи голосового трафика по различного рода сетям, чаще всего — через Интернет. Иначе, IP-телефония представляет собой комплекс решений и мер, предназначенных для замены традиционных компонентов телефонных сетей на использующие протокол IP в качестве основного канала передачи голоса. Часто можно встретить два таких названия — VoIP (Voice over Internet Protocol — голос через интернет-протокол) и интернет-телефония. Оба этих термина являются синонимами IP-телефонии. Основная разница заключается в том, что VoIP — это термин, свойственный преимущественно англоязычной прессе, а интернет-телефония — это не IP-телефония в целом, а одна из ее возможностей, частный случай.

Вопрос терминологии обсуждался в июне 2000 г. в Женеве на семинаре Международного союза электросвязи (ITU), посвященного именно IP-телефонии. Делегаты съезда выступили с предложением считать IP-телефонию общим понятием, включающим VoIP и интернет-телефонию. Тогда же и были сформулированы более или менее четкие понятия:

  • интернет-телефония — передача телефонных сообщений в сетях передачи данных общего пользования, то есть в мало- или неадминистрируемых сетях;
  • VoIP — передача голоса в корпоративных, то есть хорошо администрируемых сетях;
  • IP-телефония — самостоятельная услуга по передаче голоса, представляющая собой более дешевую альтернативу традиционной телефонии.

Поскольку технологическая сторона, скрываемая за всеми этими терминами, одинакова, то в обыденной жизни нет смысла разграничивать эти понятия.

IP-телефония — более чем серьезный конкурент телефонии традиционной, и если она и дальше будет активно развиваться, а главное — получит признание со стороны пользователей, то большая часть населения нашей страны станет не задумываясь использовать ее в повседневной жизни. Для корпоративного сектора,возможно, придется использовать производительные роутеры, типа Cisco ASR 1000 для обслуживания постоянного растущего трафика. Домашним же пользователям, ничего менять не нужно.