Роминг

В настоящем разделе мы рассмотрим функцию роминга — еще одну функцию системы сотовой связи, позволяющую расширить возможности пользования сотовой связью за пределы одной («домашней») системы.

Роминг — это функция, или процедура предоставления услуг сотовой связи абоненту одного оператора в системе другого оператора. Термин роминг происходит от английского roam — бродить, странствовать, а абонента, использующего услуги роминга, называют ромером (английское roamer). Для реализации роминга необходимо техническое обеспечение его осуществимости (в простейшем случае — использование в обеих системах одного и того же стандарта сотовой связи) и наличие ромингового соглашения между соответствующими компаниями-операторами. По мере развития мобильной связи понятие роминга заметно расширяется; например, появляется возможность роминга между системами сотовой и мобильной спутниковой связи.

Идеализированная и сильно упрощенная схема организации роминга могла бы быть представлена в следующем виде. Абонент сотовой связи, оказавшийся на территории «чужой» системы, допускающей реализацию роминга, инициирует вызов обычным образом, как если бы он находился на территории «своей» системы.

Центр коммутации, убедившись, что в его домашнем регистре этот абонент не значится, воспринимает его как ромера и заносит в гостевой регистр. Одновременно (или с некоторой задержкой) он запрашивает в домашнем регистре «родной» системы ромера относящиеся к нему сведения, необходимые для организации обслуживания (оговоренные подпиской виды услуг, пароли, шифры), и сообщает, в какой системе ромер находится в настоящее время; последняя информация фиксируется в домашнем регистре «родной» системы ромера. После этого ромер пользуется сотовой связью, как дома: исходящие от него вызовы обслуживаются обычным образом, с той только разницей, что относящиеся к нему сведения фиксируются не в домашнем регистре, а в гостевом; поступающие на его номер вызовы переадресуются «домашней» системой на ту систему, где ромер гостит. По возвращении ромера домой в домашнем регистре «родной» системы стирается адрес той системы, где ромер находился, а в гостевом регистре той системы, в свою очередь, стираются сведения о ромере. Оплата услуг роминга производится абонентом через «домашнюю» систему, а «домашняя» компания-оператор возмещает расходы компании-оператора, оказавшей услуги роминга, в соответствии с роминговым соглашением.

Описанная схема соответствует автоматическому ромингу. Для завершения процесса она должна быть еще дополнена автоматической системой ведения расчетов между компаниями-операторами, которая может оказаться весьма непростой — с учетом возникновения перекрестных обязательств между рядом компаний, а также возможности учета (погашения) взаимных обязательств пар компаний, входящих в группу, охватываемую системой автоматического роминга. Противоположностью автоматическому является ручной, или административный, роминг, в некоторых стандартах предшествовавший появлению автоматического. В случае ручного роминга абонент предупреждает, например, телефонным звонком, «домашнюю» компанию-оператора о предстоящем убытии, а по приезде в другой город — местную компанию-оператора о своем прибытии. Необходимые данные вносятся в домашний и гостевой регистры вручную операторами соответствующих центров коммутации. Существовали и промежуточные варианты: с отдельной процедурой регистрации (автоматической) нового ромера; с автоматической организацией вызова со стороны ромера, но с ручной машрутизацией при вызове ромера со стороны сети и др.

Картина организации роминга была бы неполной, если бы мы не упомянули некоторых моментов истории, а также ряда дополнительных проблем, сопутствующих ромингу. При появлении сотовой связи ни проблемы, ни даже понятия роминга не было -столь большой успех и широкое распространение сотовой связи предсказать было невозможно. Поэтому роминг появлялся по мере развития сотовых систем и использовал в разных стандартах, странах и регионах различные технические и организационные решения. Заметное развитие роминг получил в аналоговых стандартах AMPS (Северная Америка) и NMT (Скандинавия), но появление цифровых стандартов потребовало пересмотра многих из использовавшихся там решений. Решение задачи роминга в цифровом стандарте D-AMPS опирается на отдельный стандарт IS-41, определяющий межсистемные операции. Более выгодное положение в этом отношении у стандарта GSM, который с самого начала разрабатывался как общеевропейский и в который процедура роминга заложена как обязательный элемент. Кроме того, в стандарте GSM имеется возможность так называемого роминга с SM-картами, или пластикового роминга, с перестановкой SIM-карт между аппаратами различных вариантов стандарта GSM (GSM 900, GSM 1800 и GSM 1900), поскольку во всех трех вариантах стандарта GSM используются унифицированные SIM-карты. Процедура роминга в стандарте GSM становится еще более удобной с появлением двухрежимных, а в дальнейшем — и трехрежимных абонентских терминалов (GSM 900/GSM 1800/GSM 1900). Но и стандарт GSM пока не развернут полностью, в частности в отношении реализации всех принципиально заложенных в него технических решений. Из технических и организационных трудностей, связанных с развитием роминга, отметим следующие: аутентификация абонентов с учетом неизбежного, инициативного и даже агрессивного фрода; организация оплаты услуг роминга, существенно усложняющаяся с ростом масштабов и расширением географии роминга; протекционизм (например, в некоторых Странах запрещается применение абонентских аппаратов иностранного производства).

В заключение отметим, что при огромном росте межрегиональных и международных связей и делового общения организация полноценного автоматического роминга в сотовой связи является одной из актуальных проблем и в ее решении остаются моменты, требующие дополнительной работы.