Бюджетный телефон МТС

Распространение сотовой связи в России набирает обороты — уже около 50 млн россиян обладают мобильными телефонами. Однако ARPU (выручка на одного абонента в месяц) снижается — в 2003 г. средний чек абонента составил $ 15, а в 2004 г. он снизился до $ 9-10. Поэтому отечественные сотовые операторы уже сейчас внедряют технологию LCC для того, чтобы работать по предельно низким ценам, в основном за счет небольших издержек. Их целью является создание условий, чтобы сотовой связью могли пользоваться абоненты, готовые в месяц тратить на мобильный телефон $ 1-2.

Рынок сотовой связи отражает общемировую тенденцию — с распространением мобильной связи появляются операторы, готовые предоставить абонентам предельно дешевые услуги. Речь идет о стратегии бизнеса LCC (Low Cost Carriers — оператор связи с низкими ценами), опробованной в сфере транспортных перевозок и применимой на многих других инфраструктурных рынках. Эта стратегия состоит в том, что дисконтер предоставляет по очень низким ценам лишь ограниченный, базовый набор услуг — надежно, но с минимальным сервисом. Если на европейских рынках такой механизм применяют в основном виртуальные операторы (работают под отдельным брендом с отдельным юридическим лицом), то в России такую роль бюджетные операторы отводят предварительно оплаченным предложениям, сознательно ограничивая их функциональность.

Применительно к мобильной связи технология бизнеса LCC выглядит очень просто. Во-первых, оператор предоставляет своим абонентам только базовые услуги: голосовую связь и SMS. Дополнительные SMS-службы и рассылки не считаются — обычно они доступны всем пользователям, так как транспортировку (текстовые сообщения) поддерживает большинство сотовых телефонов.

Это можно проследить на примере предварительной оплаты «ДЖИН С» компании МТС и тарифов группы «ЛАЙТ» компании «Мегафон» — небольшая стоимость, отсутствие дополнительных услуг, роуминг в режиме реального времени. Отдельно стоит система предварительной оплаты «Би+» компании «Би Лайн», в которой существует услуга GPRS, что для такой группы тарифов пока не очень характерно. Однако компания, имеющая самую большую долю абонентов с предварительной оплатой в своей базе (не менее 80 %), только таким образом может развивать дополнительные услуги в широких масштабах.

Правда, в отличие от западных операторов, придерживающихся принципов LCC, отечественные сотовые компании все-таки предоставляют своим пользователям такие услуги, как автоответчик, мобильный офис и WAP-доступ. Хотя общий уровень осведомленности о дополнительных услугах у отечественных абонентов пока все равно остается невысоким.

Во-вторых, оператор, работающий по модели LCC, предоставляет свои услуги исключительно надежно, просто и прозрачно. В такой группе тарифов вся система поддержки абонентов сведена к электронной системе, где взаимодействие осуществляется посредством SIM-меню или автоматической службы сервиса. Переключение тарифов, добавление новых услуг, оплата — все это максимально автоматизировано, чтобы снизить издержки. Дополнительно абонентов стимулируют пользоваться этим сервисом самостоятельно. Например, в компании «Би Лайн» оператор абонентской службы не может добавлять услуги абоненту тарифного плана «Би+», а предлагает сделать это с помощью электронного офиса. В некоторых тарифах серии «ЛАЙТ» оператора «Мегафон-Москва» звонок в абонентскую службу платный. Приведенные факторы максимально снижают затраты оператора на обслуживание абонентов.

В-третьих, оптимизированная система продаж, то есть идея продавать готовые к использованию пакеты (коробки) с сотовыми номерами, вполне себя оправдывает, так как требует минимальных усилий для поддержки таких продаж. Купить SIM-карту и активировать сотовый номер можно в течение 5-10 мин., в справочнике абонента содержится адекватное количество информации, чтобы сделать это самостоятельно.

Таким образом, на сотовом рынке России наблюдается нетипичная ситуация — вместо того чтобы создавать нишевые бренды, сотовые компании предпочитают развивать все направления самостоятельно. С одной стороны, это правильно, так как максимальный охват аудитории обеспечивает положительные финансовые потоки. С другой стороны, абонентская база такого оператора становится очень «размытой», а при этом сложно определить целевую аудиторию.

Кстати, технологию  LCC вполне умело используют местные сотовые операторы на региональных рынках России — они притягивают абонентов, разговаривающих немного, относительно небольшой стоимостью разговоров и минимальным сервисом. Федеральным операторам остается сегмент высокотехнологичной связи с предоставлением максимального количества дополнительных услуг, в том числе высокоскоростной передачи данных с использованием стандартов 2.5G и 3G. Их клиентами останутся те пользователи, которым нужны мобильный Интернет, передача мультимедиа-сообщений, различные виды конференц-связи и т. д. С ними, скорее всего, останется и большинство корпоративных клиентов, приносящих, как известно, большую часть дохода компаниям мобильной связи.

Как видите, идея мобильных дисконтеров получает развитие вследствие насыщения рынка мобильной связи. Правда, данное насыщение носит различный характер в Европе и в России. На Западе мобильное проникновение в некоторых странах достигает, а иногда и превышает 100 %, то есть потенциальную абонентскую базу составляют лишь две группы пользователей: приобретающие второй телефон и находящиеся в роуминге.

В России рынок мобильной связи балансирует от сильного проникновения (в Москве, Санкт-Петербурге и других городах-миллионерах) до сверхслабого (Дальний Восток, Чукотка, Сахалин) по причине разного уровня жизни. Потенциал роста абонентской базы в средне- и низкообеспеченных слоях общества, в регионах, в сельской местности. Поэтому маркетологам приходится исхитряться, чтобы довести до сведения масс, что мобильная связь сегодня стоит столько же, сколько буханка хлеба в день. Поэтому почва для снижения цен на мобильную связь у нас есть, правда, пока только в виде тарифов предварительной оплаты.

Сегодня в России массовому распространению сотовой связи мешает ценовой барьер, связанный с ценой самого мобильного терминала.

Стоимость наиболее доступных массовому абоненту бывших в употреблении телефонов составляет $ 50-70 — сумма, сравнимая со средней зарплатой в стране. Если нужно, то такие деньги средний россиянин найдет, но задумается, покупать ли новый телефон каждому члену семьи или произвести ремонт телефонов, вышедших из строя. Поэтому следующим ходом отечественных маркетологов мобильной связи может стать продвижение на рынок дешевых «операторских» терминалов по цене, сравнимой со стоимостью стартового пакета ($ 20-30 за единицу) — пусть они будут без особых изысков, но по низкой цене.

Опыт МТС производства сотового телефона собственной марки стоимостью $ 100 стоит считать «первой ласточкой» — все-таки терминалы бюджетного уровня должны стоить минимум в два раза дешевле. Наладить сборку таких телефонов из китайских комплектующих вполне по силам любому российскому предприятию. Вот только захотят ли мировые фирмы-поставщики столкнуться с такой конкуренцией на весьма перспективном рынке (потенциально имеющем 120 млн потребителей)? Но в итоге пакет «дешевый телефон — дешевая связь» мог бы стать действительно массовым продуктом, «мобилизующим» всю Россию.