участок созданного навигатором маршрута

Рис. 1.8. — участок созданного навигатором StreetPilot с 320 маршрута на трассе Карельского перешейка в режиме автопрокладки; б — маршрут Санкт-Петербург -Москва, проложенный навигатором GPSmap 6ОСх на базовой карте

Запись линии пути или трека имеется у всех навигаторов. По умолчанию запись трека включена и при необходимости может быть выключена. Проложенный навигатором путь обеспечит возвращение в любую точку пройденного пути, в том числе и к началу похода. Для портативных навигаторов универсального применения характерным стало запоминание и хранение большого числа пройденных путей (треков). Набор сохраненных траекторий составляет так называемый путевой журнал. Из него при необходимости траектории могут быть вновь выбраны, отображены на карте и использованы для нового похода. Отметив и расставив на сохраненной траектории путевые точки, вы можете создать новый маршрут. В отличие от универсальных приборов, некоторые автомобильные навигаторы (например, Quest, i2/i3/i5) могут запомнить всего лишь один трек (текущий). Причина такого ограничения состоит в том, что автомобильные навигаторы разрабатывались для работы по маршрутизируемым картам Европы и Америки, в которых путешествие по маршрутам является основным. Для примера на рис. 1.3, в трек показан в виде извилистой пунктирной линии, начинающейся в точке 012 и заканчивающейся в точке 016.

Формирование маршрута на карте называется, как известно, прокладкой. При навигации на местности без использования дорог и задания точки назначения навигатор формирует прямой маршрут, например из точки 02 в точку 025 (см. рис. 1.3, в) или маршрут из текущего места в точку 137 (см. рис. 1.5). Вводя последовательность точек, можно составить сложный маршрут из ломаных прямых.

Во многих современных (даже портативных) навигаторах, появилась автоматическая прокладка (автопрокладка) маршрута на картах с маршрутизацией и оптимизация его расчета. При этом маршрут строго следует дороге (рис. 1.8, а).

Автопрокладка возможна как по встроенной в приборы базовой карте (рис. 1.8, б), так и по приобретаемым дополнительно подробным картам с CD-диска MapSource или «Дороги России». Для этого надо только указать GPS-навигатору конечную точку пути и нажать кнопку. Прибор сам предложит путь на выбор: кратчайший, быстрейший или напрямик (выбор зависит от способов передвижения — пешком, на автомобиле или на грузовике; с учетом типа и покрытия дорог, с возможностью избегать платные автотрассы и др.). Навигация на картах с маршрутизацией обеспечивается наглядной схемой движения, которая руководит перемещением по маршруту «от поворота к повороту» (см. рис. 1.8, а). Сравнение двух рис. 1.8 показывает, насколько детально представлен маршрут первого из них и как малоинформативна базовая карта второго.