От игровых приставок — к компьютерам, от компьютеров — к сотовым телефонам. Именно таким образом идет эволюция игровой индустрии, и Россия в этом отношении — не исключение. В стране, где действуют три крупных федеральных оператора сотовой связи, зарождается мощная индустрия игр, среди которых SMS-игры — одно из самых перспективных направлений. Дело в том, что в такие игры может играть каждый абонент с сотовым телефоном любого поколения (короткие текстовые сообщения поддерживают все современные телефоны стандарта GSM).
С приходом в Россию GPRS многие WAP-игры стали доступнее пользователям.
Однако игры с использованием SMS в качестве транспортного протокола пока занимают значимую часть этого небольшого, но потенциально глобального рынка нашей страны.
Посредством SMS нельзя передавать ни звук, ни графику, ни тем более анимацию — это печальный и общеизвестный факт. Но даже то единственное, что можно включить в SMS-посылку, — текст — передается очень малыми порциями, по 160 латинских символов (русских же всего 70-75). Поэтому не то что игру Crazy Machines Golden Gears для Android tegra 2, но даже «Doom» посредством коротких сообщений реализовать невозможно.
Однако играм в этом мире любовных записок и вопросов «Ты где?» тоже есть место. В основном это логические игры для думающих людей, с легкими правилами, обладающие простым сценарием и предназначенные для того, чтобы приятно провести время, если пользователь кого-то ждет или застрял в автомобильной пробке. Обязательное условие заключается в том, что телефон должен быть в зоне приема сети, так как все взаимодействие происходит между компьютером оператора сотовой связи и пользователем мобильного телефона.
Чтобы начать SMS-игру, необходимо узнать на сайте своего оператора, как оплачивать эту услугу (обычно по тарифу простых SMS) и на какой номер необходимо отправлять свои сообщения. Данные услуги доступны не только в Москве — во многих регионах, где работают федеральные операторы, предлагаются подобные развлечения. Стоят они, надо отметить, дешевле, чем в Москве (за счет общей дешевизны мобильных услуг).
Остановимся подробно на некоторых SMS-играх.
«Вlаск Jack»— это аналог популярной карточной игры «БлэкДжек», доступный в сетях «Кубань-GSM» и «СМАРТС». Играя друг против друга или соперничая с компьютером, участники стремятся набрать как можно больше очков и занять первое место в рейтинге игроков. Получив от зарегистрированного абонента запрос на игру, система просит указать сумму ставки, после чего сообщает исходные условия игры. Карты от «двойки» до «десятки» оцениваются по номиналу, валет, дама и король — по 10 очков, туз — одно очко. Дилер, которого представляет система, берет карты до получения 17 очков. Для выигрыша необходимо набрать больше очков, чем у дилера и не больше 21 очка. Если у дилера перебор, то пользователь выигрывает с любой суммой, если она меньше 22 очков. Для успешной игры имеет смысл внимательно прочитать правила на сайте оператора сотовой связи. Кстати, ставки виртуальные, поэтому проиграть все средства и мобильный телефон в придачу вам не грозит.
«BotFighters» достаточно популярная в европейских странах игра (прежде всего в странах Скандинавии). Это пейнтбол, основанный на технологии мобильного позиционирования. Участники могут играть в одиночку или кланами и с помощью своих телефонов находить перемещающихся по городу противников, «стрелять» в них SMS-сообщениями и набирать призовые очки — робаксы. Пока игра доступна только абонентам московской сети «Мегафон», все подробности можно узнать на сайте http://www.botfighters.ru, созданном специально для российской версии «BotFighters». Потенциальные игроки, не являющиеся пользователями сети «МегаФон-Москва», скоро смогут приобрести игровой комплект «BotFighters» в центрах обслуживания «Мегафон» или у официальных дилеров компании.
«SMS-бродилка» — если вы любите читать забавные истории, то эта игра для вас. Вы выбираете героя, от лица которого ведется рассказ, и можете управлять этим персонажем. Тогда самая обыкновенная история превращается в увлекательную игру, исход которой зависит только от вас. Вы управляете персонажем при помощи отправки со своего телефона SMS-сообщений, содержащих команды.
Сначала вы должны выбрать, в какую именно бродилку хотите играть. Для этого отправьте SMS с командой HELP QUEST. В ответ вы получите сообщение, которое будет содержать список всех доступных на данный момент игр.
Например, в сети «ВымпелКом» вас развлечет игра ALENKA (сказка про Аленушку и Иванушку). Чтобы выбрать бродилку, отправьте SMS с ее названием (например, ALENKA). В ответ на это сообщение вы получите SMS, которое будет содержать краткое описание игры и команды выбора персонажей.
«SMS-фантики» — абоненты сети «БиЛайн» могут играть в рулетку с помощью SMS. Вы можете испытать переживания игрока казино, точно так же делая ставки, выигрывая и проигрывая различные суммы. Только в эту игру вы играете не на деньги или другие ценности, а на баллы — фантики. Выдача реальных призов и выигрышей не предусмотрена и не производится. Необходимо угадать, где окажется шарик после остановки колеса рулетки. Выигрыш зависит от того, как игрок делал ставки. Пользователь может делать ставки на поля рулеточного стола путем отправки на короткий номер (его нужно узнать у местного оператора связи) текстового сообщения с командой, содержащей информацию о размере ставки и о поле, на которое делается ставка. Несколько раз в час происходит розыгрыш (вращается колесо рулетки), в результате которого определяется выигравшее число. Игрок, сделавший ставку на поле с выпавшим числом, получает выигрыш. Размер выигрыша определяется условиями, описанными, обычно, в таблице ставок и выигрышей.
Для азартных пользователей есть подспорье — игрок всегда имеет на своем виртуальном счете один «несгораемый» фантик, с помощью которого можно начать игру.
«Крестики-нолики» — аналог популярной настольной игры, доступный в сетях «Кубань-GSM» и «СМАРТС». Правила данной игры простые: пользователи стремятся набрать максимальное количество очков и занять первое место в рейтинге, играя друг против друга или против компьютера. Максимальное количество очков (10) можно получить за победу в игре с соперником. Причем 8 очков получает победитель если соперник отказывается от игры без сражения. Компьютер «котируется» ниже реального соперника — всего 2 очка за победу над машиной и 1 балл за ничью. За проигрыш баллы не вычитаются, зато 5 очков отнимается за отказ от игры с соперником.
Команды управления игрой простые и обычно состоят из одного, двух или трех слов на английском языке: new — начать новую игру с любым соперником, new рс — начать новую игру с компьютером, pole — получить игровое поле для текущей игры, stop — закончить игру (сдаться), invite — получать персональные приглашения на игру посредством SMS, top10 — получить информацию о 10 лучших игроках и т. д.
Не стоит ожидать от игры потрясающей графики и многочисленных вариаций сюжета — это состязание в скорости принятия правильного решения и выбора единственной верной стратегии победы.
«Морской бой» — аналог популярной одноименной настольной игры, доступный в сотовых сетях «Кубань-GSM» и «СМАРТС». Участники могут играть друг против друга или соперничать с компьютером. Цель игры — потопить все корабли противника. За победу в игре пользователь получает очки, из которых складывается рейтинг игрока. Почувствовать себя адмиралом очень просто — сначала нужно отправить команду help и получить краткое описание основных ключей и разрешенного количества кораблей. После команды new можно начинать игру с реальным соперником. Для этого необходимо попросить компьютер предоставить игровое поле (команда pole), расставить корабли (auto) и выполнять доступные ходы игры (А1,А2,А3,В1,В2,В3,С1,С2,С3,…) с целью уничтожения вражеского флота.
«Сам дурак!» — аналог завоевавшей всемирное признание телевизионной игры «О, счастливчик!», или «Кто хочет стать миллионером?». Игра дает возможность абонентам проверить способности и сравнить свою эрудицию со знаниями участников телевизионной версии. Время ответа — 5 мин. Игра состоит из 10 вопросов, которые распределены по 10 уровням сложности. За правильный ответ на первый вопрос игрок получает 100 очков, на пятый — 2000, а на 10-й — 64 000.
«Футбол» — игра, которую разработала фирма «Никита». Отсутствие графики в SMS-сообщениях компенсируется красивой полиграфией и дизайном карт, упаковки, инструкции и сопутствующей атрибутики. Звук отсутствует, поэтому крики болельщиков вам будет заменять шум проезжающих машин.
В комплекте поставляется набор двусторонних карт. Первая карта — «Тактическая схема атаки/обороны» — иллюстрирует половину футбольного поля, разделенную на пять клеток. В зависимости от того, играете вы в нападении или в защите, вы переворачиваете карту и определяете по ней траекторию движения вашего условного игрока, состоящую из двух цифр. Первая цифра — это номер сектора поля в полузащите, вторая — номер сектора в защите. Таким образом с помощью двух координат определяется траектория движения игрока.
Затем вы берете остальные карты и определяете по ним, в какое место ворот будет забит мяч (атака) или побежит вратарь (защита) — это может быть правый или левый верхний или нижний угол ворот.
Таким образом, траектория состоит из трех цифр: две задают движение игрока к воротам/от ворот, а третья — место, куда подастся вратарь или будет направлен мяч.
Перед матчем вы определяете траекторию и точку в воротах для нападения и защиты, ваш соперник делает то же самое. Далее игра запускает процесс и проверяет, столкнулся ли ваш нападающий с защитником соперника. Если да, то считается, что защитник остановил мяч. Если не столкнулся, то атакующий направляет мяч в ворота. Если вратарю был указан тот же угол ворот, что и нападающему, то мяч будет перехвачен, то есть защита выиграла. В каждом матче вам придется один раз сыграть в нападении, а один — в защите.
Таким образом, игра проходит так: вы и ваш соперник отправляете SMS с траекторией своих игроков при нападении и защите в двух таймах. Игра сравнивает сообщения и выдает результат. Абоненты разных сотовых сетей могут играть друг с другом.
Попробовать себя в роли хищной рыбы можно в игре «Пиранья» от компании ShamrockGames. Это специфический симулятор единоборств, в котором сражаются кровожадные рыбы. Пользователи управляют ими с помощью SMS-команд. Естественно, главная задача — победить всех соперников. Необходимо осторожно и яростно охотиться на других рыб, нападать на них и «отгрызать» часть их веса, забирая его себе. Цель игры — не дать съесть себя и максимально увеличить вес за счет соперников. Основное содержание игры составляют охота и поединки между игроками. Схватка рыб происходит в виде обмена боевыми SMS-командами: атаковать, обороняться или убегать.
Конечно, здесь все так же, как в таинственных глубинах океана — победа в схватке зависит от веса рыбы (у тяжелой больше шансов), от выбранной тактики (обороняющийся имеет преимущество, но если защищаются оба противника, то схватка не состоится) и от охотничьей удачи. Рыбы в игре «Пиранья» могут не только охотиться и сражаться, но и спать, есть, прятаться и даже общаться с другими игроками-рыбами.
Все игровые действия реализованы в виде небольшого количества простых SMS-команд. Наиболее азартные и удачливые игроки становятся все более крупными рыбами. Набрав достаточный вес, игрок может стать более солидной рыбой — пираньей или акулой. У этих рыб появляются новые игровые возможности: подавление противника своей массой и лучшие скоростные характеристики. Однако даже у самой большой рыбы есть слабые стороны.
Если нет желания нырять в соленые глубины океана, можно попытать удачу в морской экономической стратегии. При игре в «Век Торговцев» можно почувствовать себя настоящим негоциантом в мире, полном опасностей, жестоких лишений и сказочных богатств.
Игрок является купцом и мореплавателем, он бороздит моря от одного порта к другому в поисках выгодных сделок, сталкиваясь с сюрпризами времени (штормы, войны, природные катаклизмы, нападения пиратов и многое другое). Цель игры — торгуя и путешествуя, получить максимальную прибыль и опередить конкурентов (других игроков). В игровом мире существует около 20 портов, в которых имеются запасы различных товаров.
Игрок перемещается из порта в порт, покупает и продает товары. Один ход игры занимает одни календарные сутки, в игровом мире за это время проходит один год. С каждым ходом торговая конъюнктура изменяется в зависимости от политических событий, которые моделируют реальную историческую обстановку. За один ход игрок-купец может объехать определенное количество портов и совершить в них неограниченное количество сделок. Каждое путешествие и сделка представляет собой отдельную SMS-команду.
Разработчики создали также гильдии мореплавателей с возможностью объединения в команды (это увеличивает экономическую эффективность и военную силу), возможность модернизации кораблей (вплоть до оснащения вооружением), боевые баталии между игроками и пиратами, MMS-интерфейс (создание и передача игроку графических карт портов/стран, где он находится в настоящий момент, а также фотографий товаров; возможность интеграции музыки и др.).
С помощью игры «Воины трафика» можно переместиться из далекого прошлого в 2347 г. на планету Дакрон. Оказывается, в мире искусственного интеллекта, управляемого техноцентром, после сбоя в работе главных компьютеров (конечно же, после компьютерного вируса-мутанта!) сошли с ума роботы, которые и захватили власть на планете. К несчастью, роботы были не безобидными собачками с голосовым управлениям или уборщиками с веником в руках, а настоящими боевыми машинами с плазмометами, ракетным вооружением и турболазерами с тепловыми прицелами. Они сразу же начали строить заводы и воспроизводить более совершенных солдат, попутно уничтожая остальные, по их мнению, ненужные кибернетические организмы!
Однако задача игрока заключается совсем не в спасении мира, оставим эти сюжеты для детских мультиков. Игроку необходимо драться во всю силу и уничтожить враждебные железяки любой ценой. Пользователь управляет одним из трех типов роботов, оснащенных оружием, оборонительным щитом, прицелом и энергетической батареей.
Можно участвовать в боях с другими игроками и с компьютерными роботами, а также покупать и продавать оборудование для своего робота. Оборудование имеет 10 уровней мощности — чем выше уровень, тем лучше его характеристики. За каждого отправленного на переплавку противника игрок получает очки, зарабатывает игровые деньги и дополнительную энергию. К сожалению, получить выигрыш в звонкой монете не получится, так как в будущем совсем другие правила. Деньги могут быть использованы на покупку нового оборудования или его модернизацию.
Чтобы подготовиться к боям с реальными противниками, игрок может пройти тренировочный курс боев с компьютерными роботами. За победу над очередным компьютерным противником робот повышает свой класс. Это дает ему дополнительные преимущества в боях с недругами. Робот считается разрушенным и побежденным в бою, если энергия батареи уменьшится до нуля (после этого его можно буквально запинать ногами). Выигравший забирает деньги поверженного соперника — чем выше класс победителя, тем больше он забирает. Робот 10-го уровня забирает все деньги проигравшего бой противника.
Если на боевых роботов не хватает злости, то можно попробовать быть нежным — аналог тамагочи теперь помещен в сотовый телефон. Чего вы еще хотели от устройства, которое находится рядом с владельцем больше 18 часов в сутки?! Игра «Моби» — это виртуальное чудо вашего мобильного телефона. Она точно не даст скучать, постоянно выдавая текстовые сообщения: «Я голоден!», «Я хочу пи-пи!», «У меня плохое настроение!», «У меня температура!». И только попробуйте не удовлетворить его желания.
Но это еще не все. С возрастом у питомца появляются еще более неожиданные потребности: «Мне необходимо выпить!», «У меня чешутся кулаки!» Не бойтесь, это касается не вас. Он умеет драться и любить других Моби, которые живут в мобильных телефонах ваших друзей и подруг. Если же ему предстоит погибнуть в смертельной схватке, в пламенном порыве или от голода, то его можно воскресить. Весело, не правда ли?
Вам не нравится имя Моби? Дайте ему свое имя. Он может быть Пожирателем Падали, Прапорщиком Петровым или Красоткой Сью. Да-да, Моби может быть как мужского, так и женского пола. Все в ваших силах, вернее, в вашем телефоне. Ведь общение, исполнение желаний и получение информации от Моби осуществляется с помощью SMS. Игра доступна абонентам казахстанского оператора «K`cell».
Существует серия SMS-игр для любителей поломать голову над загадками: «Поле чудес», «Совет знатоков» и «Бильярд». В первой игре не надо закапывать золотые и ждать, когда дивиденды, наконец, вырастут, — здесь все, как в одноименной телевизионной игре. Вам нужно угадать слово, открывая букву за буквой. Механизм прост — вам задают вопрос и дают небольшую подсказку. Определяя слово, можно угадывать отдельные буквы — если они присутствуют в слове, то немедленно будут показаны на экране сотового телефона. Если вы уверены в себе, то можете попытаться угадать слово целиком и выиграть, используя минимальное количество попыток. Чем больше букв в слове, угаданном вами, тем больше выигрыш на игровом счету.
Игра «Совет знатоков» построена на основе известного шоу «Кто хочет стать миллионером?» и разделена на раунды. В каждом раунде вы получаете вопрос и несколько вариантов ответа, следует выбрать нужную букву и отправить ее в виде SMS. Каждый вопрос имеет свою стоимость (чем она выше, тем сложнее вопрос). Ставки повышаются с каждым раундом. За правильные ответы на ваш счет добавляются фишки, а за неправильные — снимаются с него (но счет вашей игры никогда не станет меньше нуля).
В игре «Бильярд» два противника поочередно забивают шары, состязаясь, кто забьет больше. Но это не совсем обычный бильярд! В качестве шаров в игре выступают вопросы — забавные и серьезные, простые и каверзные. В игре имеются семь шаров с номерами от 1 до 7. Чем больше номер шара, тем сложнее вопрос и больше выигрыш. Вы можете выбирать, по какому шару бить. Игра заканчивается, когда на поле не остается шаров-вопросов. Побеждает пользователь, набравший большее количество очков.
Игра с говорящим названием «Остаться в живых» дает понять, что у всех игроков есть только одна цель — выжить! Динамичная и захватывающая игра позволит в полной мере проявить тактические способности. Быстрота реакции, острый ум и немного дипломатии помогут одержать победу.
Участнику игры присваивается секретный код, состоящий из четырех цифр, каждая из которых встречается в коде только один раз. Задача игрока — раскрыть секретные коды других участников, пока кто-нибудь из них не узнал ваш код.
Стрельба выполняется отправкой варианта секретного кода атакуемого игрока. Совпадающие цифры открываются. Если отгаданы цифры, присутствующие в коде соперника, но они стоят не на своих местах, то игроку приходит соответствующее уведомление. Игра начинается после того, как соберутся семь участников. Каждому игроку высылается уведомление о начале игры и список участников.
Пока услугой SMS-игр пользуется не очень много абонентов, так как отсутствуют привлекательные картинки и нужно долго вникать в правила игры. Расцвет мобильных игр видится в новом стандарте передачи сообщений MMS, позволяющем кроме текста отправлять анимацию и звук. Тогда уж любителям мобильных развлечений будет где разгуляться!