Системы персонального радиовызова, или пейджинговые системы (от английского paging — вызов), — это системы односторонней мобильной связи, обеспечивающие передачу коротких сообщений из центра системы (с пейджингового терминала) на миниатюрные абонентские приемники (пейджеры). В отечественной литературе для них иногда используются также наименования «системы поискового вызова» или «системы радиопоискового вызова».

В простейшем случае система персонального радиовызова состоит из пейджингового терминала, базовой станции и пейджеров. Терминал, включающий пульт оператора вызова и контроллер системы, выполняет все функции управления системой. Базовая станция состоит из радиопередатчика и антенно-фидерного устройства и обеспечивает передачу пейджинговых сигналов на всю зону действия системы, радиус которой может составлять до 100 км. Пейджеры осуществляют прием тех сообщений, которые им адресованы. В более сложных случаях система персонального радиовызова может иметь несколько радиопередатчиков, по возможности равномерно распределенных в пределах зоны действия, что позволяет более надежно обеспечить связью всю зону.

В системах персонального радиовызова могут передаваться сообщения четырех типов: тональные, цифровые, буквенно-цифровые, речевые. Тональные сообщения были единственным типом сообщений в ранних моделях пейджеров, и смысл их мог быть, например, таким: «Позвоните в офис и узнайте новости!» Цифровое сообщение может содержать номер телефона, по которому следует позвонить. Наиболее распространенным типом сообщений является буквенно-цифровое, оно может содержать практически любой текст длиной до 100…200 и более символов. Цифровое или буквенно-цифровое сообщение отображается на дисплее пейджера, который может иметь от одной до восьми строк, до 12…20 символов в строке. Длинные сообщения отображаются по частям. Передача речевых сообщений широкого распространения пока не получила. Вызов абонента, т.е. адресация сообщения, может осуществляться одним из трех способов: индивидуально, нескольким абонентам (общий вызов) или группе абонентов (групповой вызов). В первом случае вызов адресуется конкретному абоненту по его индивидуальному номеру, во втором -нескольким абонентам с последовательной передачей их индивидуальных номеров, в третьем — вызов адресуется одновременно группе абонентов по общему групповому номеру. Сообщения, подлежащие передаче, также вводятся в систему одним из трех способов: голосом через телефонную сеть и оператора пейджинговой связи; через телефонную сеть с тональным набором — сообщение набирается на клавиатуре телефонного аппарата и проходит сразу на пейджинговый терминал, минуя оператора; через телефонную сеть с персонального компьютера с набором сообщения на пульте компьютера и выходом также непосредственно на пейджинговый терминал.

Основная отличительная особенность пейджинговой связи, имеющая качественный характер, — асинхронная передача информации, т.е. работа вне реального времени, когда сообщение передается не в момент его выдачи отправителем, а в порядке очереди с аналогичными сообщениями других отправителей, хотя практически задержка от момента получения сообщения до его передачи в эфир невелика, обычно она не превышает нескольких минут. В сочетании с краткостью сообщений, передаваемых к тому же только в одну сторону, обеспечивается весьма эффективное использование канала связи, по меньшей мере на два порядка более эффективное (по числу обслуживаемых абонентов), чем в сотовой связи, даже с учетом повторного использования частот в последней. В результате пейджинг оказывается технически проще и экономичнее сотовой связи, т.е. в конечном итоге значительно дешевле для абонента. Это позволяет иногда, не без оттенка юмора, называть пейджинг «мобильной связью для бедных».

Помимо сообщений, предназначенных конкретным абонентам или группам абонентов, в пейджинговых системах обычно организуется своеобразный общий информационный канал, содержащий оперативную информацию о биржевых новостях, погоде, обстановке на дорогах и т.п. В пейджерах, как правило, предусматривается ряд дополнительных услуг: часы, календарь, возможность регулировки типа и громкости звукового сигнала, сохранение в памяти полученных ранее сообщений с возможностью их повторного чтения и др. Поскольку пейджер работает только в режиме приема, он весьма экономичен по питанию. Типовые габариты пейджера 80 х 50 х 20 мм, масса порядка 100 г. Используемые частотные диапазоны 135…175, 278…284, 322…328, 406…423, 435…480, 495…512, 929…932 МГц; полосы частотных каналов 12,5…25 кГц.

В последнее время стали появляться публикации о разработке пейджеров для двусторонней связи, обеспечивающих, в частности, передачу подтверждений о приеме сообщений, но пока не ясно, насколько широкое распространение они получат. Из стандартов пейджинговой связи упомянем POCSAG (Post Office Standardisation Advisory Group), разработанный в Англии в 1978 г. и рекомендованный МККР в 1982 г. в качестве первого международного стандарта, ERMES (European Radio Messaging System), включающий в числе прочего возможность роминга, и семейство протоколов FLEX (включая ReFLEX и InFLEXion), предусматривающее двустороннюю передачу данных и передачу голосовых сообщений.

Таким образом, системы персонального радиовызова предоставляют услуги удобного и относительно дешевого вида мобильной связи, но с существенными ограничениями: связь односторонняя, не в реальном времени и только в виде коротких сообщений. Поэтому пейджинг удачно дополняет сотовую связь, но никак не заменяет обычного телефонного общения, позволяющего вести диалог в реальном времени Если сотовая связь — это в первую очередь мобильный телефон, то пейджинг можно назвать «мобильным телеграфом», но с передачей «телеграмм» в одном направлении. Системы персонального радиовызова получили в мире довольно широкое распространение — в целом того же порядка, что и системы сотовой связи, хотя их распространенность в разных странах существенно различается. В 1990 г. в мире использовалось 20 миллионов пейджеров, в 1997 г. — уже более 100 миллионов. В числе стран с интенсивным использованием пейджинга — Сингапур, Гонконг, Тайвань, США, Япония. В России в 1996 г. число абонентов пейджинговых систем составляло более 200 тысяч — примерно столько же, сколько и в сотовой связи.