Часть списка путевых параметров навигатора

Рис. 1.9. Часть списка путевых параметров навигатора GPSmap 6ОСх

Мы будем часто использовать термин «навигация». Полагаем, что нелишним будет дать его определение. Итак, под навигацией понимается информационное обеспечение движения к выбранной цели, которое включает сведения о направлении перемещения, отклонении от него, пройденном и оставшемся до цели расстоянии, параметрах скорости — максимальной и средней, — а также времени в пути, его оценке и некоторыми другими данными. Навигаторы для удобства и надежности вашего путешествия могут определять и вычислять около сорока путевых (навигационных) параметров, индикацию наиболее важных из них вы можете настроить самостоятельно (рис. 1.9). Имея эту информацию на экране навигатора, вы обязательно успешно завершите экспедицию или поход.

Достичь цели путешествия с навигатором можно, применяя разные режимы навигации (рис. 1.10):

• с выбором точки назначения (прямой маршрут);

• в режиме свободной навигации (без выбора точки назначения);

• в режиме возвращения по обратному пути;

• по созданному с помощью автопрокладки или вручную маршруту

Режимы навигации

Рис. 1.10. Режимы навигации

Главным достоинством осуществляемой навигатором информационной поддержки является то, что на экране одновременно показывается текущее направление (курс) вашего движения (отрезок вверху компасного круга) и необходимое направление к цели (Стрелка-Указатель) — рис. 1.11. Именно эти два показателя позволяют путешественнику определить, отклонился ли он от движения к цели. Принципиальное отличие навигатора от традиционного компаса состоит в том, что компас показывает лишь направление на север и не отображает ни направления вашего движения, ни направления к цели. Последнее же есть результат интерпретации показаний компаса путешественником, что всецело зависит от личного опыта, а потому часто приводит ко многим ошибкам.

Компас навигатора

Рис. 1.11. а — страница Компас навигатора GPSmap 76; б — та же страница навигатора еТгех

В профессиональной навигации выработка направления движения называется курсоуказанием. Поэтому мы можем сказать, что навигатор обеспечивает путешественника курсоуказанием. Для этого предназначена страница Компас (Указатель, Навигация) — рис. 1.11, которая предоставляет путешествующему в наглядной форме информацию об отклонении линии текущего пути от направления к цели.

Согласно рис. 1.11, а для достижения пункта назначения — точки 004 — надо повернуть направо на 60° и двигаться в направлении юго-запад по азимуту 210°, а если судить по навигатору еТгех (рис. 1.11,6), для достижения пункта назначения — точки А06 — надо повернуть направо на 45° и двигаться по азимуту 180°.

Данные для курсоуказания вырабатываются навигатором двумя принципиально разными способами. В первом из них используются все те же сигналы GPS, во втором — встроенный электронный компас. В приборах без электронного компаса направление (курсоуказание) вырабатывается по сигналам GPS только при перемещении навигатора со скоростью не менее 2 км/час. При меньшей скорости стрелка указателя курса «скачет». Электронный компас, особенно полезный в условиях плохой видимости (тумане, снегопаде, во время похода в горы, где он обеспечит четкое курсоуказание в самых тяжелых условиях) определяет направление даже при неподвижном навигаторе. Также он отлично работает и при вынужденной остановке, когда продолжение движения может привести к самым тяжелым последствиям. Например, в горах и тумане можно избежать ущелья и пропасти, на мелководье — посадки на мель или столкновения с подводной скалой и другими препятствиями.