ценообразование IP-телефонии

Хотя параметров канала связи, способных существенно влиять на качество разговора, довольно много, среди них выделяют три основных.

Первый из них — задержка при передане пакетов (Latency). Время задержки может меняться в большую или меньшую сторону, но не бесконечно, поскольку существуют определенные требования, регламентирующие ее минимальное и — особенно! — максимальное отклонение от стандартного показателя. Многочисленные опыты свидетельствуют, что для обеспечения нормального двустороннего разговора нужно, чтобы сумма времени задержек при прямой и обратной передаче голоса в виде пакетов не превышала 250-300 мс (задержка канала плюс алгоритмическая задержка кодека, помноженные на два). Эта характеристика образует так называемый «бюджет задержки». Если же этот лимит превышен, то собеседникам становится «не по себе», они чувствуют дискомфорт, порой выпадает часть слов, и они стремятся поскорее прекратить разговор. Таким образом, для ведения более или менее комфортного диалога посредством IP-телефонии максимально возможная задержка составляет 150 мс. Для достижения такого или даже лучшего результата используется система QoS (Quality of Service — уровень качества сервиса), позволяющая выделять часть полосы пропускания канала или канал целиком наиболее активному приложению, гарантированно обеспечивая необходимую скорость передачи данных.

Второй не менее важной характеристикой является джиттер (от англ. jitter — вибрация, дрожание). Данные — в том числе голос — передаются по IP-сетям в виде коммутированных пакетов. Иногда случается, и это предусмотрено стандартом, что пользователь получает пакеты вперемешку, совсем не в том порядке, в каком они были ему отправлены, в результате чего понять, что говорит собеседник, невозможно: слова и буквы перемешаны. Такой эффект получается, когда для доставки пакетов используется не один, а разные маршруты, и время доставки двух одинаковых пакетов тоже оказывается разным. Бывает, что слово, сказанное в начале фразы, «перелетает» в конец, и наоборот. Происходит это потому, что в системе применяется один декодер, который, как бы он ни пытался, просто не может «разделиться» на все маршруты. Что делать? Решаются подобные нестыковки с помощью специальных буферов сглаживания (jitter buffers). Они накапливают несколько пакетов и лишь после этого в сгруппированном порядке (очередность определяется по дате отправки пакета) передают их декодеру.

Наконец, третий параметр — потеря пакетов. Случается, что одиночные пакеты могут просто теряться или выпадать из общей массы. Как это влияет на качество речи? Все зависит от размера пакета и применяемого алгоритма сжатия речи: естественно, если выпал крупный пакет, то влияние существенное, а если маленький — практически незаметное. В рекомендациях, разработанных ITU, говорится, что нормальный сеанс связи доступен, если количество потерь пакетов не превышает одного процента; при превышении лимита ухудшение качества становится заметным. Повысить качество, то есть уменьшить потерю пакетов, можно с помощью все того же QoS. Также возможно улучшение качества связи при использовании помехоустойчивого кодека и уменьшении максимальной величины самого пакета.

Ценообразование

IP-телефонии прочат хорошее будущее в основном из-за низкой стоимости минуты разговора, что особенно хорошо заметно на примере международных вызовов. Так, с увеличением расстояния между собеседниками, как правило, возрастает и тариф. Кроме того, для каждой страны (это касается международных вызовов) имеется такое понятие, как «базовая сумма входа». То есть вне зависимости от реального расстояния при расчете конечной стоимости звонка необходимо учитывать и эту цифру, которая может сильно разниться у каждого государства. Таким образом, действительное расстояние между говорящими может составлять всего лишь несколько километров, но в итоге они заплатят сумму, эквивалентную разговору на тысячу километров. Таковы условия.

Но в любом случае совершать международные звонки, используя IP-телефонию, гораздо выгоднее, нежели по стационарной связи. Причем экономия получается существенной, что, естественно, привлекает абонентов. Междугородние вызовы по IP-телефонии тоже намного дешевле, чем по обычному телефону. Собственно говоря, сейчас, покупая в любом киоске «телефонную карточку», пользователь приобретает именно услугу IP-телефонии.