ECDIS — электронная картографическая информационная система, предназначенная для отображения карт и местоположения судна, прокладки трассы движения и контроля отклонений от заданного маршрута, вычисления безопасных курсов, предупреждения судоводителя об опасности, ведения судового журнала, управления автопилотом и т. п.
ECDIS состоит из трех основных элементов — цифровых карт, записанных на каких-либо носителях (в основном на компакт-дисках), приемника GPS и компьютера с соответствующим программным обеспечением. Она применяется на больших судах профессионального флота, однако на малых судах (катерах, моторных и парусных яхтах, небольших рыболовных ботах) ее использование связано с большими трудностями из-за недостатка места и необходимости защиты компьютера от воды, влаги и соли. Поэтому для малого флота были созданы специальные приборы, известные под разными названиями: картплоттеры, навигационно-картографические системы, навигационные центры и др. Они содержат в герметичном корпусе приемник GPS, компьютер с навигационной программой и миниатюрный носитель картографической информации.
Носителями картографической информации для таких систем являются мини-картриджи. Если на лазерных компакт-дисках записываются большие базы электронных карт, то на мини-картриджах обычно записываются наборы карт отдельных районов, количество которых зависит от емкости картриджа. Так, например, один картридж С-Мар NT+ может содержать комплект карт Азовского и Черного морей. Кстати, коллекция картриджей этого типа обладает наибольшим покрытием Мирового океана. В ее состав входят также электронные карты отечественных регионов: Ладожского и Онежского озер, Финского залива, Баренцева, Белого, Азовского, Черного и Каспийского морей; акваторий, прилегающих к дальневосточному побережью России. Картриджи С-Мар NT+ производятся международной компанией С-МАР, представителем которой в России является фирма «С-МАР Россия».
Существуют также картриджи, удобные для коротких «прогулочных» рейсов (Local), для переходов на средние расстояния (Standard) и для длительных путешествий (Wide). Например, если на одном картридже S (Standard) размещаются карты Онежского или Ладожского озер, то в состав картриджа W (Wide) входят одновременно карты обоих озер и восточного участка Финского залива. Специально для рыбаков выпущены картриджи, включающие в себя батиметрические данные. Большинство картриджей С-МАР NT+ содержат портовую информацию и информацию о приливах и отливах, которая может быть выведена пользователем на дисплей плоттера. В состав одного картриджа может входить более 150 электронных навигационных карт и планов портов различных масштабов (от 1:1 500 ООО до 1:15 00).
Специальный пользовательский картридж (USER C-Card) позволяет записать координаты любых точек, которые могут понадобиться в следующем походе, будь то ресторан на берегу или место для подводного плавания.
Следует заметить, что источниками данных для электронных карт С-МАР являются официальные карты, выпускаемые гидрографическими службами, собственное производство по договорам с такими службами, оцифровка материалов съемки малых гаваней при отсутствии официальных бумажных карт (по заказу местных властей).
Картографическая база данных NT подвергается регулярной корректировке по извещениям мореплавателей. Новые выпуски базы данных NT производятся трижды в год. Пользователь может обменять старый картридж на откорректированный (впрочем, как и приобрести новый), просто обратившись в офис «С-МАР Россия» или к одному из дилеров.
Для предварительного навигационного планирования на домашнем ПК с использованием С-МАР NT+ предназначена программа PC Planner NT, функциями которой являются просмотр карт, масштабирование, создание пользовательских отметок, планирование маршрута, просмотр пройденного пути и др.
Картплоттер (или навигационный центр) — это функционально законченный прибор, содержащий в водонепроницаемом корпусе приемник GPS (в некоторых моделях приемник может быть и выносным), компьютер с навигационной программой, монохромный или цветной дисплей, клавиатуру для управления и разъем для подключения картриджа. В некоторых моделях приемник GPS отсутствует, а информация о собственных координатах поступает от внешнего источника. Обязательным элементом является порт для ввода-вывода информации в формате NMEA-0183 (см. раздел 2.3).
Типичным картплоттером является популярная модель Raychart 520 с монохромным дисплеем и его аналог Raychart 530 с цветным английской компании» Raymarine. Оба картплоттера имеют 12-канальный GPS-приемник со встроенной антенной, так называемую системную мировую карту, возможность хранения 1000 путевых точек и 20 маршрутов. Картплоттеры имеют дисплей размером 7″, питание 10,7…44 В, габариты 223 х 205 х 152 мм, массу 3,5 кг. Подробные карты какого-либо конкретного района вводятся с картриджа.
Как и все навигаторы, картплоттеры снабжены многочисленными пользовательскими функциями, в частности: MOV (Человек за бортом) — позволяет запомнить место упавшего за борт человека и перевести картплоттер в режим навигации на точку падения. HOME, Find ship или Ship (Возврат к судну) — отображение участка карты с местоположением судна; используется при потере отметки судна.
Навигационные сигналы тревоги (предупреждений) — дополнительными причинами к выработке таких сигналов может быть недостаточная глубина и дрейф судна на якоре.
Эхолот — функция, позволяющая считывать с карты текущие значения глубины и отображать их на экране.
Каждый картплоттер содержит набор информационных данных, объем и содержание которого могут быть различными в разных моделях. Часть информационной базы вводится при производстве приборов, а основная часть поступает вместе с электронной картой района.
Основную часть базы данных составляет навигационная информация, обязательно присутствующая в каждом картплоттере. Сюда входят сведения о глубинах, навигационных опасностях, навигационной обстановке, названия островов, заливов, портов и т. п. Такие данные обычно выводятся автоматически в информационное, окно при наложении курсора на данный объект или, в некоторых моделях, при попадании отметки судна в установленную область около объекта. При желании можно получить более подробную информацию об отмеченном объекте: высоту, цвет и характеристики огней маяков, буев и вешек; характеристики районов плавания, сведения о наличии запретов на плавание, рыбную ловлю и т. п.
Второй блок данных может содержать список портов и укрытий для данной карты с расстояниями до судна и направлениями на них; их характеристики (наличие телефона и телеграфа, больницы, нефтебазы; особенности акватории). Нередко список портов выстраивается по возрастанию расстояний до судна, что позволяет в случае необходимости быстро выбрать ближайшее укрытие.
Управление всеми картплоттерами осуществляется чаще всего с помощью меню и функциональных клавиш. При этом устанавливаются необходимые настройки дисплея, трассы, единиц измерения, охранных зон, создаются маршруты и путевые точки.
Движение судна отображается на дисплее одним из двух способов. В первом случае его отметка остается неподвижной в центре экрана на фоне движущейся карты; во втором случае отметка движется от центра к краю экрана и по достижении его возвращается назад одновременно со сдвигом карты.
При необходимости может отображаться траектория движения судна и его текущие координаты.
Важную роль в работе с картплоттером играет курсор. С его помощью решается множество задач: измерение азимута и дальности до объектов, определение их координат, создание путевых точек и маршрутов, получение информации и многое другое. Например, если в ходе плавания возникает необходимость определения расстояния до какого-то объекта на карте (банки, вешки), то достаточно навести перекрестие курсора на эту точку, и в информационном окне появятся ее координаты, а также дальность и направление относительно судна. Аналогичным образом с помощью курсора получают информацию об отмеченных на карте названиях островов, населенных пунктах, портах, о навигационной обстановке, глубинах и т. п. Очевидно, что работа с картплоттером практически не отличается от работы с навигационными программами.
В современных картплоттерах при плавании по маршруту контроль отклонения осуществляется двумя способами: по положению отметки судна на проложенной трассе движения или с помощью специальных графических индикаторов. Некоторые модели картплоттеров могут объединять на одном экране оба режима, что делает более удобным судовождение в сложной навигационной обстановке. Кроме того, графические индикаторы позволяют пользоваться прибором как обычным приемником GPS в тех местах, для которых карты С-Мар NT отсутствуют.
Если маршрут создан заблаговременно на ПК и хранится в памяти прибора, то через меню входят в библиотеку маршрутов, находят нужный и активируют его одним из имеющихся способов, после чего на экране отобразится участок карты с проложенным маршрутом и картплоттер перейдет в режим навигации. При этом в окне данных появятся значения направления на первую путевую точку маршрута, дальность до нее, время в пути, время прибытия и отклонения от истинного курса. По прибытии в первую точку прибор автоматически перейдет в режим движения к следующей точке и т. д., вплоть до прибытия к конечному пункту плавания. Приближение к точке на определенное расстояние может по желанию сопровождаться звуковым сигналом одновременно с появлением сообщения в информационном окне экрана.
Навигация по путевым точкам является частным случаем плавания по маршруту, поэтому методы использования картплоттера в этом случае аналогичны. Путевые точки могут создаваться заблаговременно на ПК и храниться в памяти прибора, откуда они могут извлекаться, активироваться с помощью функции GOTO и использоваться для навигации. Создание путевых точек в ходе плавания очень эффективно осуществляется с помощью курсора: для этого достаточно навести его перекрестие на нужное место и нажать кнопку GOTO — и картплоттер перейдет к навигации на выбранную точку.
Картплоттер, несомненно, удобнее бумажной карты; он не мнется, не рвется, не намокает, им легко пользоваться, у него более богатые информационные возможности. Однако бумажная карта остается по настоящий день, наряду с вахтенным журналом, основным документом мореплавателя, по которому, в случае аварии, будут разбираться компетентные органы.