Не секрет, »что каждый оператор сотовой связи в первую очередь заботится о качестве своей сети и размере доходов. Поэтому, даже не смотря на интересы пользователей, он вводит непопулярные ограничения, о которых, кстати, не всегда открыто сообщает своим абонентам.
Особый параметр есть в любой сотовой сети, и называется он GoS (Grade of Service — уровень обслуживания, приоритет). Суть его проста — с помощью настроек программного обеспечения оператор сотовой связи может задавать своим пользователям ограничения. Например, пользователь превысил некоторый уровень бесплатного для него входящего трафика с городских или мобильных телефонов и вдруг стал недоступен для звонков. При этом он может находиться хоть под самой мощной базовой станцией, все равно вызывающие его пользователи будут слышать: «Абонент временно недоступен». Делает это оператор не со зла, просто за бесплатный трафик платит именно он и, если считает, что пользователь превысил предел, то с легкой душой отключает его.
Попробуем разобраться, как это работает и что с этим можно сделать. Дифференциация абонентов по определенному признаку заложена в самой идее сотовой связи — в программном обеспечении любого коммутатора существуют различные тарифы и специальные предложения. Вместе с ними есть и приоритеты вызовов, которые оператор может настраивать самостоятельно.
Как отмечают специалисты, про существование системы внутренних приоритетов говорили еще со времен проблем у «Би Лайн», когда находящиеся рядом телефоны с тарифными планами «Би+» и «Супер GSM» вели себя по-разному.
Если же основываться на допущении наличия у оператора возможностей сокращать объем предоставляемых услуг, то абонент должен информироваться об этом явно, с указанием точных данных. Например, вы получаете 3000 мин с тарифом « Супер GSM», а входящие звонки сверх этого предела понизят вероятность соединения на определенное количество процентов, в связи с технической перегрузкой сети. Можно информировать абонента по-другому, но информировать. Пока же от технических служб ничего четкого не слышно, что и понятно — дело здесь в политическом решении.
Существуют и другие примеры работы GoS. Пользователь столкнулся с интересной ситуацией, имея неограниченный тариф от компании «Мегафон-Москва», внося плату $ 115 за городской номер и звоня без ограничений, так как исходящие звонки на телефоны операторов сотовой связи Москвы бесплатные. Связь с женой у него односторонняя — она присылает SMS, а он ей перезванивает. Она подключена по тарифу «Би+ Тайм» (бесплатные входящие вызовы с сотовых телефонов «Би Лайн», «Мегафон», МСС и МТС). Когда этого бесплатного трафика стало больше 30 мин в день, то у нее включили GoS и дозвониться ей стало невозможно.
По некоторым данным, любой федеральный оператор ограничивает размер исходящего и входящего трафика в регионах, куда он выходит с демпинговыми предложениями — цена минуты равна $ 0,01. В некоторых городах технические специалисты федеральных операторов сотовой связи сталкиваются с резкой загрузкой сети. Это могут быть как частные разговоры, так и звонки на телефоны коммерческих организаций, которые покупали у них прямые номера. Это могут быть просто «зависшие» звонки или затянувшиеся переговоры. Несложно купить любой предоплаченный пакет и получить 100 мин. всего за $ 10. Однако, не вдаваясь в подробности, они урезали всех абонентов, превысивших ограничение 1500 мин в месяц.
Уже стала притчей во языцех ситуация с GoS в тарифных планах «Прием» от компании «Мегафон-Москва». Судя по рекламе, все входящие звонки бесплатные, однако на практике это далеко не так. Путем активации GoS «Мегафон-Москва» ограничивает входящую связь для абонентов, которые превышают «норму». В компании «Мегафон-Москва» GoS существует и действует для тарифов «Прием» (чаще всего — «Прием Частный»), когда продолжительность входящих вызовов более 1200-1500 мин в месяц. Таким образом, владельцы этих номеров на определенное время становятся недоступны для входящих звонков с городских телефонов, при этом вызовы с мобильных номеров (как российских, так и других операторов) выполняются без проблем. Это обычная тактика для сотовой сети — чтобы обеспечить устойчивую связь всем пользователям, приходится вводить определенные ограничения. В группах тарифов предоплаты и в неограниченных предложениях GoS не используется. Если пользователь значительно превысил ограничение или приближается к этому, то ему можно дозвонится в 100 % случаев с телефонов кампании «Мегафон», в 80-90 % — с телефонов МТС и «БиЛайн», в 70 % — с телефонов операторов «Корбина Телеком», МСС, «Сонет» и SKYLINK, а также всего в 10-30 % случаев с телефонов МГТС и других городских номеров. Это примерные данные, озвученные экспертами. Они отражают вполне естественную политику — компания готова обеспечить только определенное количество входящих вызовов за определенную сумму. Однако явно предупреждать своих пользователей компания «Мегафон» пока, к сожалению, не готова, ведь тогда лозунг «неограниченные входящие» придется поменять на «большой, но ограниченный входящий трафик».
Однако подобные действия (независимо от компании — прецеденты случаются как на столичных, так и на региональных рынках) являются «началом войны без ее объявления» и могут быть оспорены. Как отмечают юристы, если в первоначальном договоре не было ни слова о возможном ограничении трафика (особенно по усмотрению оператора!), то это можно считать нарушением договора.
По общему правилу, записанному в Гражданском кодексе, одностороннее изменение условий договора не допускается (что имеет место в нашем случае), если иное не предусмотрено законом или соглашением сторон. Причем если бы гражданин не был потребителем, а приобрел услугу для предпринимательских целей (что сложно доказать применительно к частному физическому лицу, на которого оформлен контракт сотовой связи), то действовала бы статья, допускающая установление в договоре права одностороннего изменения его условий оператором. Следовательно, для физических лиц данная статья в части «если иное не предусмотрено договором» не работает, а руководствоваться можно только законом.
Таким образом, ограничение (право одностороннего изменения условий договора) может быть предусмотрено только законом.
Даже при коллизии норм приоритет все равно отдан защите прав потребителей, поэтому нужно доказать незаконные ограничения оператора и смело подавать иск в суд. При определенной доле удачи дело вполне можно выиграть, необходимо только иметь неоспоримые доказательства.
В качестве таких доказательств могут выступать показания свидетелей, детализация счета, можно также провести эксперимент — снять на видео попытку вызова абонента в зоне уверенного приема и показать, что происходит на обоих терминалах. Нарушения могут быть зафиксированы с помощью регулирующих и надзирающих органов — нужно подать заявление установленной формы, и они в порядке надзора будут обязаны его проверить. Такая проверка может быть осуществлена системой СОРМ (система оперативно-розыскных мероприятий в сотовых сетях), внедренной в сеть провайдера связи. Однако для подобного документа следует собрать факты, что в определенное время вызовы были сделаны, но не обработаны, что это происходило систематически и неоднократно, что оператор не предоставил информацию на ваш запрос.
GoS — это реальная проблема GSM-сетей, в которых зарегистрировано большое количество абонентов. Цель его использования вроде бы благая — оптимизация трафика (именно планирование нагрузки вынуждает операторов вводить нормированное потребление услуг, особенно в период бурного роста сети).
Однако информирование своих абонентов явным и недвусмысленным образом является обязанностью оператора в любом случае, иначе можно получить судебные иски и недовольную реакцию потребителей. Известны случаи, когда судебные разбирательства по самым незначительным делам становились поводом политического давления и падения акций. Стоит ли доводить до этого?
Для операторов других стандартов такая проблема стоит не так остро. В компании «Корбина Телеком» понятия GoS практически не существует. Ресурс сети настолько большой, что максимальной загруженности просто не бывает. Специалисты компании изначально рассчитывали именно на много говорящих абонентов, и в этой сети они могут разговаривать много абсолютно спокойно.